Земля, звезды, Вселенная... Грандиозные расстояния, наполненные шумом и грохотом электромагнитного излучения, но совершенно безмолвные для уха человека, ибо звук не может распространяться в вакууме космоса, огромные температуры звезд — все это не воспринимается наглядно сознанием человека. Ничтожнейшее для безграничного космоса расстояние от Земли до Луны в 384 000 километров, которое свет пробегает за одну с третью секунды, поезд со скоростью 80 километров в час преодолел бы за 200 суток. А что говорить о расстоянии до ближайшей к нам звезды, которое свет преодолевает за 4,3 года, пробегая каждую секунду 300 000 километров (поезд двигался бы 16 125 лет)! Даже наша Земля, большая планета с точки зрения отдельного человека, — крошечная песчинка, затерявшаяся в просторах космоса. Люди, считающие себя покорителями природы — лишь ничтожнейшие капельки в просторах океана космоса. Но есть у человека величайший дар, дающий ему надежду на счастливую жизнь — это разум.
Однако многие люди не пользуются этим даром, а безумно, впустую растрачивают себя, губят табаком, алкоголем и наркотиками. И даже если не употребляют эти медленно действующие яды, а впустую транжирят отпущенное на жизнь время, предаваясь лени, беспечности, не умея формировать разумные желания, то умеют ли они жить?
Для многих мир, Вселенная постепенно «схлопывается» до размеров подвала, чердака, узкой группы, в которой позволено все. Но свободен ли такой человек?
Человек приходит на землю, чтобы быть свободным, чтобы реализовать данную ему возможность быть счастливым. Что такое свобода? Это один из самых сложных вопросов бытия, от решения которого зависит судьба человека. «Полная свобода» для молодого, и не только молодого, человека губительна. Предаваться лени, постоянному «отдыху» - значит, ничего не добиться в жизни. Для воспитания (и самовоспитания) сильного, всесторонне развитого человека необходимы постоянные усилия, направленные на полезные результаты. К примеру, большинство молодых людей не делают утреннюю физзарядку, хотя все понимают, что физзарядка способствует поднятию жизненного тонуса, укрепляет здоровье, а проводимые затем водные процедуры предохраняют организм от простудных заболеваний. Очень немногие из молодых людей обладают сильной волей, и сами заставляют себя заниматься утром физзарядкой и водными процедурами. Для большинства подростков тяжело утром выкроить время для этих процедур, а встать на 30 минут пораньше ох, как тяжело!
На что тогда даны человеку его разум, воля, сила духа? Кто в молодом возрасте будет сам в себе воспитывать это? Кто поможет? Кто не бросит в беде, не предаст? В юном возрасте все мы – разные. Но каждому нужен друг, пример лидера.
Применяя к ребенку строгие, но добрые воспитательные воздействия, мы спасаем его от насилия, несвободы. Если ребенка не будем воспитывать мы, помогать удержаться от уличных соблазнов, его будут воспитывать другие. В дворовой компании легко подбить подростка на курение, сверстники быстро уговорят закурить, применяя нехитрые приемы: «Ты что маленький, мамы испугался, тогда ты к нам не подходи» и т.д. Редко, очень редко подросток может проявить свой сильный характер и отказаться от предложенной сигареты. Многое здесь зависит и от лидера. Если лидер у подростков двора или улицы несет в себе негативные черты характера, то дворовая компания, как правило, сбивается на криминальную направленность. Если лидер во дворе является положительным с точки зрения морали и нравственности(что, к сожалению, теперь редкость), то как правило, компания дворовых подростков находит себе полезные дела, со временем превращаясь в прекрасных, добропорядочных граждан, умело и радостно строящих свое будущее и будущее своей страны.
Доброе насилие нужно и для выработки нормального здорового отношения к труду. Необходимо прививать подростку желание заниматься любым трудом, даже очень не престижным, но необходимым для нормального существования человека и человеческого общества в целом. Необходимо изживать потребительское отношение, когда молодые люди хотят только получать блага, не отдавая ничего взамен. Вы взяли на себя трудную и ответственную роль молодежных лидеров, значит, вы должны стать еще сильнее, расширить круг своих интересов, твердо знать и выполнять юридические нормы, правила поведения и общения. Пока многое из услышанного вами на семинаре является для вас откровением, но вы хотите понять суть жизни и вы ее поймете и донесете до других. Отрадно, что на многое вы уже смотрите по-новому, с позиции общества и других людей.
Доброе насилие – что это такое? Природа постоянно оказывает силовое воздействие на живых существ: землетрясения, наводнения, ураганы, изнуряющая жара, ливни и т.д. Для простого выживания необходимо смириться с этими напастями и осуществлять действия для нормального течения жизни: добывать пищу, находить убежища от непогоды, спасаться бегством от наводнений и т.д. Высшее создание природы – человек. Он должен не только просто выживать, но и активно противостоять негативным воздействиям природы, строить убежища – дома, создавать механизмы, помогающие производить продукты питания и т.д. Современные молодые люди с детства привыкшие к обеспечению их всем необходимым родителями и обществом в целом, только с помощью доброго насилия должны вовлекаться в процесс нормального существования. Из опыта занятий с молодыми людьми 9-го и 10-го класса по математике я обратил внимание на то, что они не знают таблицы умножения, привыкшие заниматься с помощью компьютера, они не хотят прикладывать усилий для овладения самыми элементарными знаниями. Решая квадратные уравнения, не умеют производить элементарные вычисления с правильными дробями: сложение, умножение, вычитания и деления. Вот почему необходимо доброе насилие. Надо индивидуально к каждому подобрать такие методы, которые показались бы не насилием а интересной игрой. Не надо бояться часто поучать молодых людей правилам поведения в обществе, уважать других, не мешать пожилым и совсем маленьким отдыхать.
Занимаясь с отстающими учениками математикой и физикой, выясняешь, причины отставания. Многие слабо усвоили действия с дробями: сложение, вычитание, деление и умножение, не знают таблицу умножения. Свою собственную лень выдают за плохое изложение материала преподавателем. Любому отстающему ученику подробно объяснив 2 – 3 раза.
Для учащихся безразлично относящихся к учебе по какому-либо предмету, необходимо на первом же занятии применить оригинальный метод. Например входя в аудиторию вместо приветствия прочитать отрывок из какого-нибудь стихотворения: «Всходит солнце боевое, кукурузу сушит, в кукурузе ветер воет Опанасу в уши» и спросит что это за стихотворение, кто автор (Дума про Опанаса, Эдуарда Багрицкого), или
Ich weiss nicht was, das ist bedeuten, das ich so traurig bin, ein Merchen aus alten Zeiten, das kommt mir nicht aus den Sinn. (Henrich Heine, “Lorelei”) (Я не знаю, что это значит, почему я так печален, старая сказка не выходит у меня из головы). Данный прием очень эффективен подросток, вслушивается в слова преподавателя, ожидая опять чего-то необычного.
Учитесь поднимать голову, видеть себя во Вселенной, ощущать ответственность за то, что происходит с вами и вокруг вас. Лидер должен стать волевым, образованным, нравственным человеком, понимающим, что все зависит от него, от его усилий. А силу воли и стремление к крепости духа надо воспитывать с детства. Помогите себе и другим. И тогда у всех появится стремление добиться настоящего успеха в жизни, получить образование, обрести дружбу и любовь. Лучший метод воспитания – положительный пример, состоявшаяся судьба.
Учитесь и действуйте. Вы сумеете, Мы вам поможем во всем.
Сухое, монотонное преподавание истин в наше время, когда достижения науки и техники стремительно врывается в жизнь, не увлекает молодых людей. Для ознакомления с простыми истинами необходимы особые приемы или награды. Так одним из приемов для подростков с целью недопущения курения, употребления алкоголизма у нас стали обещания, которые безусловно выполнялись в Союзе социальной защите детей, о возможности играть в свободное время в бильярд, организация бесплатной поездки на юг в летнее каникулярное время. Такие приемы позволили на 50% сократить количество подростков состоящих на внутришкольном учете.
Человек слаб, а соблазнов в жизни много. Для воспитания подростков необходимо найти такой соблазн, который бы пересилил соблазны улицы: курение, питие пива и т.д.для школьников младших классов такими соблазнами могут быть игра на бильярде, возможность получения летнего отдыха на море. Для подростков старше 13 – 17лет такие соблазны как правили не могут пересилить соблазны улицы
В любой отрасли знания для популяризации основных принципов данной отрасли желательно иметь опытных людей могущих донести до слушателей основы знаний. А еще лучше иметь увлеченных преподавателей, любящих не только свое дело, но и способных доходчиво и внятно донести до слушателей те идеи и требования, которые смогут увлечь слушателей на долгие годы и станут опорой в жизни. К сожалению увлеченных людей преподавателей. как правило, недостаточно. А в такой области как воспитание детей и подростков, с тем чтобы они впитали в себя как непреложные требования здоровый образ жизни, таких преподавателей и воспитателей могущих увлечь за собой молодое поколение явно недостаточно. Об этом говорят факты с каждым годом увеличивается число курящих, употребляющих алкогольные напитки, пристрастившихся к наркотикам. Наша Задача – задача Союза социальной защиты детей заключается в том, чтобы подростки не скатывались на воспитание улицей, а постепенно приучались вести здоровый образ жизни. Не правильно сказать, что у нас все талантливые люди, но мы стараемся разработать для наших многочисленных педагогов и воспитателей определенные правила, схемы ведения работы, которые заставляли бы наших воспитателей и педагогов доносить до детей и подростков твердые правила поведения в обществе.